Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок (Приказ Минэнерго России от 24.03.03 N 115) режимно-наладочные испытания котлов проводятся:
- не реже одного раза в 5 лет для котлов на твердом и жидком топливе
- не реже одного раза в 3 года для котлов на газообразном топливе. Для последних, при стабильной работе, периодичность может быть увеличена по согласованию с органом государственного энергетического надзора»
Что такое режимная наладка котлов (режимно-наладочные испытания) ?
Режимно-наладочные испытания (режимная наладка) - комплекс работ, включающий наладку топливоиспользующего оборудования в целях достижения проектного (паспортного) объема потребления топлива в диапазоне рабочих нагрузок, наладку средств автоматического регулирования процессов сжигания топлива и вспомогательного оборудования. Наладка котлов выполняется специализированными организациями. По результатам проведения наладки составляются технический отчет и режимные карты котлов. Как показывает практика, затраты на проведение режимной наладки окупаются в течение 3-6 месяцев.
Зачем нужно делать режимную наладку котлов ?
Проведение режимно-наладочных испытаний котлов (режимная наладка) является одним из эффективных малозатратных методов энергосбережения. Наладка котлов позволяет выявить недостатки в их состоянии и эксплуатации, наметить и осуществить комплекс мероприятий, повышающих экономичность: оптимизировать уровни избытков воздуха в разных частях газового тракта, температуры уходящих газов и др. Составить режимную карту котла. Сравнительные испытания и расчеты показывают, что в результате выполнения наладочных работ достигается экономия топлива в размере 5-35%.
Проведение режимно-наладочных работ на котлоагрегатах позволяет:
- настроить горелочное оборудование под реальную калорийность газа, так как в заводских условиях, особенно импортное, настраивается на калорийность 8200, реальная 7800
- выявить и устранить недостатки горелочного устройства;
- получить экономию топлива до 5% в случае коррекции параметров;
- получить экономию топлива до 35% в случае, если оборудование не настраивалось;
- снизить объем токсичных выбросов до минимума для данного типа оборудования;
- оптимизировать работу котла (обеспечить максимальный КПД), составить режимную карту;
- получить необходимые экспериментальные данные для составления режимных карт и графиков рекомендуемых соотношений «топливо-воздух», позволяющие операторам котельных выбирать наиболее эффективные режимы работы оборудования с соответствующей настройкой автоматики регулирования или ручного управления;
- продлить срок службы оборудования, увеличить его надежность и безопасность.
Что такое режимная карта котла ?
Режимная карта котла - документ, составленный на основании режимно-наладочных и балансовых испытаний, содержащий основные оперативные и контрольные параметры работы топок и котла, значение КПД, удельный расход топлива при различной производительности, предельные значения параметров, контролируемых автоматикой безопасности и регулирования. Режимная карта котла помогает грамотно его эксплуатировать.
Как часто выполняются режимно-наладочные испытания?
Проведение режимно-наладочных испытаний ( режимная наладка ) предусматривается соответствующими инструкциями один раз в 3-5 лет. Это объясняется тем, что обычно в течение этого периода изменяются исходные параметры, при которых были составлены режимные карты котлов. Кроме того, изменениям могут подвергаться отдельные части котлоагрегата и вспомогательного оборудования: появляются трещины в обмуровке, накипь на теплообменных поверхностях, конструктивные изменения после проведения различных ремонтно-восстановительных работ, особенно топочной части. В результате режим горения становится неэффективным: изменяется общий объем дымовых газов и их температура, снижается КПД оборудования, увеличивается потребление топлива и вредные выбросы. Наладка котлов позволяет все это выявить и устранить. Откорректировать старую режимную карту или составить новую.